пятница, 21 ноября 2008 г.

Пиар по-казахски

13:01 28.06.2007

На днях я, наконец, посмотрел комедию Саши Барона Коэна – «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан» (2006).

Юмор у «казахского журналиста Бората Сагдиева», действительно, довольно специфический, а местами просто фекальный, причем в буквальном смысле слова.

Здесь многое объясняет его биография. Борат учился в университете Астаны, где изучал английский и журналистику. Он сменил много профессий – от производителя мороженого до собирателя спермы животных. Борату нравится пинг-понг, танцы диско, солнечные ванны, отстрел собак, снимки женщин в туалетах. Борат не любит узбеков и цыган. И евреев.

На премьере своего фильма в Лондоне Коэн сказал: «После реформ 2003 года Казахстан стал такой же цивилизованной страной, как любая другая страна мира. Женщины могут теперь ехать внутри автобуса, гомосексуалисты больше не должны носить голубые шапки, а возраст вступления в брак был повышен до восьми лет».

Несмотря на столь лестную оценку, официальная Астана не выразила Коэну особой благодарности. По крайней мере, сначала. Сразу после премьеры фильма посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов обвинил его авторов в «искажении реального образа Казахстана» и пригрозил судебными исками. Сайт www.borat.kz, находившийся в казахстанском доменном пространстве, был заблокирован. По просьбе из Астаны даже в России «Борат» был « не рекомендован к демонстрации».

Однако достаточно быстро Астана переориентировалась. Тот же господин Идрисов призвал отнестись к фильму с юмором: «Мы, казахи, в долгу перед Сашей Бароном Коэном, создателем Бората. Не только потому, что он смог заставить многих из нас – меня в том числе – громко смеяться, но и за его мистификацию, которая привлекла внимание общественности, о котором я мог только мечтать. В некотором смысле он указал место Казахстана на карте – хотя страна и занимает площадь, равную всей Восточной Европе, многие люди в англоязычном мире с трудом могли произнести даже название и имели лишь смутное представление о том, где это. Благодаря Борату я получил больше запросов от прессы, больше просьб об интервью и больше устных приглашений за последние несколько недель, чем за все предыдущие годы».

Сходным образом высказались многие высокие казахстанские чиновники, не исключая самого президента Назарбаева. А министр культуры Ермухамет Ертысбаев вообще сравнил Коэна с Гоголем, «Ревизор» которого «возмутил бюрократов XIX века, однако со временем стал классикой русской литературы…»

Одновременно Казахстан начал информационную кампанию в западных СМИ: было выпущено специальное приложение к газете «New York Times», посвященное Казахстану, в американском прокате появился исторический фильм «Кочевник» (режиссеры Сергей Бодров, Иван Пассер и Талгат Теменов). Кроме того, к борьбе с Коэном подключились выдающиеся деятели казахстанской культуры. Например, комик Жантемир Баймухамедов («Жантик»), объявил себя братом Бората Сагдиева и отправился в Лондон на «разборку».


В общем, после первого шока политтехнологи из Астаны на полную программу включили пропагандистский спиндоктор, «который умеет «лечить» события».

Такие вот дела произошли из-за откровенно дурацкого фильма, который «собрал кассу» (кстати, суммарные сборы за первые десять дней проката составили около 68 млн дол.) во многом благодаря первой реакции самих казахстанских чиновников.

В чем же суть дела? Ведь ни на отражение (хотя бы и искаженное до неузнаваемости) реальной жизни в Казахстане, ни на подрыв «политических устоев» существующего режима Саша Барон Коэн и не претендовал. Реальных казахов в фильме нет, съемки родной деревни Бората проводились в Румынии, его фирменное приветствие «Jagshemash» – это «фиг знает что», появляющийся на фоне казахстанского государственного флага президент – не Нурсултан Назарбаев, а Ильхам Алиев…

А дело в том, что странным образом (скорее всего, даже бессознательно) Саша Барон Коэн создал пародию на тот гламурный имидж, который Казахстан вот уже второе десятилетие пытается создать себе в мировом сообществе. «Борат» – это своего рода кривое зеркало не для Казахстана, а для его международного пиара.

Казахстан позиционирует себя как процветающее государство с динамично развивающейся экономикой. Борат «семнадцатый самый известный человек в Казахстане», с семьей обитает в разваливающейся лачуге и разъезжает на машине с «конной тягой».

Казахстан позиционирует себя как «продвинутое» общество, ориентированное на развитие образования, науки и культуры. Борат – это «forest creature» (мягко говоря, «дитя природы»), для которого ломаный английский – лишь средство «клеиться к американским бабам», у которых (как, впрочем, у всех других баб) мозг как у белки.

Казахстан позиционирует себя как современное светское государство, где мирно сосуществуют различные нации и религиозные конфессии. Борат после посещения Америки убеждает своих односельчан отказаться от ритуала «жидогонок»: евреев теперь распинают на крестах и щекочут вилами…

Другими словами, Казахстан позиционирует себя так-то и так-то («лидер постсоветского пространства», «центральноазиатский барс», «форпост культуры мира»)… А Борат делает все ровно наоборот. Показывает страну как «жестокое, примитивное и гнетущее место», а казахов как «сексистов, расистов и гомофобов».

Если же вспомнить о том, что среди государств Центральной Азии, а, возможно, и всего СНГ, в постсоветский период никто кроме Казахстана не уделял столько внимания формированию своего международного имиджа, не тратил на это столько сил и средств, то понятно, что это удар в «самое то». Ведь, по словам господина Идрисова, «единственное, что знают миллионы людей на Западе о Казахстане – или думают, что знают, – они услышали от Бората».

Короче, властям и широкой общественности было от чего прийти в ярость. Тем более что ярость – это тоже бизнес.

Что же касается официальной позиции в «деле Бората», то ее просто и с достоинством сформулировал тот же господин Идрисов: «Британская пресса недавно писала, что казахское правительство слишком остро реагирует на этот фильм. Это правда, что многих казахов Борат раздражает. Но это не правда, что правительство стремится подать в суд на господина Барона Коэна или тратит миллионы на ответную пиар-кампанию. Реклама, освещающая достижения моей страны, которая недавно появилась в американских газетах, была размещена накануне визита президента Казахстана в Вашингтон. Она не была запланирована как ответ Борату». Не была, и точка.

Ну, а все же, какова судьба самого фильма в Казахстане? Там он до сих пор находится под запретом, хотя у лоточников его и можно купить за 400 тенге…

Тимур Полянников


Тема конечно избитая. Но прошу обратить внимание на выделенный абзац! Так или иначе Борат заставил пиарщиков Ак-Орды действовать разнообразнее и оригинальнее! Пусть не всегда это имеет в достаточной степени положительный эффект, но вектор позиционирования Казахстана на мировой арене сейчас выбран правильный!

Комментариев нет: